Что такое сборный груз

В условиях создавшегося экономического кризиса, продолжающегося уже не один год, предприниматели продолжают искать способы сокращения своих расходов, чтобы суметь повысить рентабельность своего бизнеса. Не исключение отрасль грузоперевозок, так как в ней наблюдаются негативные тенденции – поток импортных товаров (идущих в Россию главным образом из Китая, а также некоторых других азиатских стран) катастрофически сокращается и поэтому перевозки крупных партий товаров становятся большой редкостью. Но перевозка мелкими партиями выгод бизнесу также не приносит, поэтому у предпринимателей России возникает необходимость работать с небольшими партиями товаров, отправляемых в составе сборных грузов.

Что такое сборный груз?

Менеджеры, работающие в логистике, хорошо знают, что управлять движениями крупных партий (генеральных грузов) гораздо удобнее, как и заниматься оптимизацией расходов в данной сфере бизнеса. Грузовладельцам это тоже выгодно – издержки на их транспорт станут ниже, а отслеживать движение товаров им также станет проще. Поэтому, когда речь идет о небольших отправлениях, то организовывать их генеральную отправку становится нецелесообразно. Транспортные компании это хорошо понимают и поэтому предлагают объединять товары клиентов в сборную партию, называемую сборным грузом. Для этого ими создаются специальные консолидированные склады, на которых проходит процесс их сборки и сортировки.

Таким образом, отправлять небольшие партии в составе сборного груза клиентам, к которым относятся чаще всего небольшие ритейловые компании, становится удобно, так как такой способ позволяет им сократить свои затраты. Для среднего бизнеса этот способ отправки также довольно часто удобен ввиду лучшей финансовой оптимизации расходов, как и многим крупным компаниям, отправляющим какие-либо образцы своей продукции в целях, например, освоения новых рынков сбыта.

Однако не всегда такой метод отправки возможен ввиду того, что в составе сборного груза несовместимые товары содержаться не могут. Таким способом не допускается, в частности, отправка скоропортящихся продуктов совместно с товарами длительного хранения, совместная отправка жидкостей и одежды или, например, хрупких и металлических изделий и т.д.

Но важно учитывать, что таможенная очистка сборных грузов и оформление на них сопроводительных документов – не самые простые процедуры, за которые могут взяться далеко не все транспортно-экспедиторские компании просто ввиду отсутствия у них нужных специалистов.

Основные этапы транспортировки

Процесс перевозки сборных грузов можно разбить на ряд основных этапов:

  • Прием клиентских заказов и заявок для формирования отправляемой товарной партии (при этом скорость отправки будет зависеть от количества заказчиков на отправку).
  • Размещение полученных товаров на складе (этап консолидации). У грузовладельцев эта услуга достаточно востребована, так как продавцы далеко не всегда согласны брать на себя доп. расходы по транспортировки их товаров, особенно если они не были первоначально включены в товарную стоимость.
  • Упаковка, сканирование, маркировка и другие виды складской обработки, необходимые для отправки. Операторам важно подобрать совместимые товары для отправки партии в составе сборного груза, поэтому на этот процесс на складе может уйти тоже немало времени.
  • Формирование товарной партии, согласование и построение маршрута, а также решение сопутствующих организационных вопросов (подготовка пакета документов).
  • Работы по таможенному оформлению.
  • Доставка перевозчиком отправления на склад грузополучателя или склад временного хранения. Грузовладелец должен заранее согласовать маршрут доставки с транспортной компанией, так как ему важно, где именно будет выгружен его груз. Иногда они согласны свой заказ забирать самостоятельно с терминала после его выгрузки на какой-либо склад СВХ.

Стоит отметить, что многие транспортно-логистические компании, занимающиеся перевозкой сборных грузов, уже почти в обязательном порядке вводят свое таможенное оформление и страхование, чтобы гарантировать отсутствие возможных проблем при перевозке.

Тем самым становится очевидным, что такая доставка глобально отличается от перевозки обычных генеральных грузов лишь на начальном и завершающем этапе.

Основные правила и особенности перевозки сборных грузов

Перевозка и доставка обычно осуществляется по следующим упрощенным схемам:

  1. от двери –> до двери (доставка 'под ключ');
  2. от склада –> на склад;
  3. от склада –> к двери.

Чаще всего грузовладельцы выбирают первый вариант, т.е. их интересует доставка 'под ключ'. Заказчик называет адреса отправки груза и его доставки. При этом заказчиком такой услуги может быть не только его отправитель, но и получатель или даже 'третье лицо' (посредник).

Расчет стоимости за перевозку при этом производится из расчета объемного веса, измеряемого в куб. метрах ( 1 кубометр в среднем соответствует 166 кг). Однако, для негабаритных грузов могут быть у транспортной компании и свои тарифы.

В том случае, если перевозка будет осуществлена не 'под ключ', то заказчику в договоре важно согласовать и сопутствующие дополнительные услуги – работы по погрузке-разгрузке, упаковке и т.д. В другом случае он рискует по прибытию груза на место доставки получить внушительный счет от транспортной компании, намного превышающий оговоренную цену доставки.

Ответственность заказчика при перевозке исполнителем сборных грузов

  • Соответствие упаковки своему содержимому. Кроме того, его упаковка должны быть чистой, сухой, исключать возможный доступ к ее содержимому, обеспечивать свою целостность при проведении транспортировки.
  • Для успешного прохождения таможни заказчик должен предоставить транспортной компании копии товарных сертификатов на весь перечень товаров, подлежащих сертификации.
  • Обеспечить предоставление корректной информации о составе груза, иметь на него все необходимые документы, которые могут понадобиться при различных проверках.
  • Обеспечить соблюдение надлежащей упаковки на груз, либо доверить решение этой задачи исполнителю в соответствии с его тарифом на услугу.

Ответственность исполнителя (которым является транспортно-логистическая компания)

  • Своевременное предоставление отчетности о движении груза, выставление счетов, предоставление акта на выполненную работу, счет-фактуры и других сопутствующих движению груза документов.
  • Возмещение убытка заказчику в случае порчи груза или его утери в размере его объявленной ценности, в случае вины перевозчика.
  • Обеспечение уведомления заказчика о невозможности выполнения своих обязательств по доставке груза в установленные сроки или осуществления им его хранения на складе.
  • Своевременное извещение об изменении тарифов.

Законодательная и нормативная база для осуществления перевозки сборных грузов

Законы и нормативы в этой сфере грузоперевозок используются такие же, как и для перевозок любых других грузов, к примеру:

  • ФЗ №87 'О транспортно-экспедиционной деятельности' от 30.06. 2003г.
  • Правительственное Постановление №554 'Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности' от 8.09. 2006г.
  • Приказ Минтранса России №23 'Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов' от 11.02. 2008г.
  • Отраслевые правила осуществления морских, авиационных, железнодорожных, автомобильных, контейнерных перевозок.
  • ФЗ № 311 'О таможенном регулировании в Российской Федерации' от 27.11. 2010г.
  • Конвенция МДП (Таможенная конвенция о правилах осуществления международных грузоперевозках с использованием книжки МДП). Customs Convention on the International Transport of Goods under Cover of TIR Carnets (TIR Convention), 14.11.1975г, Женева.

Кроме того, транспортные компании имеют право выдвигать дополнительные требования, к примеру, устанавливать свои ограничения по весу, размеру или характеру груза (в соответствии с особенностями их работы). Весь список подобных требований обычно приводится на сайтах этих компаний и есть в свободном доступе.

По территории РФ почти все сборные грузы перевозят наземным транспортом – железнодорожным и автомобильным.

Международные перевозки таких грузов осуществляются воздушными и морскими маршрутами, они также могут идти смешанными маршрутами (в таких случаях такой вид перевозок называется мультимодальным). Несмотря на кажущиеся сложности с использованием разных видов транспорта, часто такой вид перевозок по ценам и срокам заказчикам может быть более выгоден и поэтому вполне востребован.

Особенности прохождения таможни у сборных грузов

Наибольшее значение при перевозке любых грузов через границу имеют вопросы их правильного таможенного декларирования в соответствии с кодами ТН ВЭД, уплаты пошлины и проведения ряда других сопутствующих процедур, которыми сопровождаются все международные грузоперевозки. Для многих единичных грузов определение ТНВЭД-кодов может представлять определенную сложность. В случае же прохождения через таможню сборного груза деклараций потребуется еще больше, ведь они оформляются для всех грузополучателей. Поэтому обычно заполнением деклараций и определением этих кодов занимаются осуществляющие их перевозку транспортные компании (в случае договора на доставку 'под ключ'), а также таможенные брокеры (представители таможни). В этом случае процесс прохождения на таможне всех обязательных процедур обычно не отнимает очень много времени.

Внимание!

Важно учитывать, что одна из самых распространенных проблем с таможенной службой – иметь неточное описание перевозимого товара. Дело в том, что таможня не принимает его общее описание. К примеру, при осуществлении перевозки автозапчастей, в документах имеются списки с их точными названиями. Если допустить ошибку в декларации при их прохождении, то таможня может не только не пропустить этот груз, но и возбудить дело по административному правонарушению и наложить существенный штраф. Такие нюансы транспортным компаниям уже хорошо известны, так как они за это также несут свою ответственность.

Стандартная процедура таможенного контроля обычно занимает не более 24 часов (с момента сдачи таможенной декларации на груз). Но иногда в связи с дополнительными проверками процесс может затянуться и поэтому этот срок также может возрасти.

Все этапы прохождения таможни у сборных грузов такие же, как и у генеральных. В первую очередь они регистрируются органами региональной таможни, затем оформляются декларации таможенной стоимости, декларации на товар и вся остальная документация, сопутствующая подобным процедурам. Специалисты таможни осуществляют проверку правильности ее оформления в соответствии с предъявленными документами, взимают сборы и пошлины (как и в случае прохождения через них генеральных грузов), и после этого отправление попадает в Россию.

Во сколько обходится перевозка сборных грузов?

Цена будет во многом зависеть от расстояния перевозки и ее маршрута, состава и объема груза, вида транспорта и массы других факторов. При доставке из Китая они перевозятся в Россию не только наземным, но и воздушным и даже морским транспортом. При этом их оформление происходит в самых разных городах – по месту их прибытия (Владивосток, Санкт-Петербург, Хабаровск и т.д.). К примеру, доставка в федеральный Северо-Западный округ из Китая в основном происходит морскими путями. Это один из самых длительных вариантов доставки, занимающих более месяца (по железной дороге отправления доставляются за 2-3 недели, а самолетом за 3-7 дней), но, несмотря на это, его большим плюсом является сравнительно невысокая стоимость по сравнению с другими видами перевозок. Транспортные компании предлагают своим клиентам на своих сайтах воспользоваться их онлайн-калькулятором, чтобы рассчитать стоимость и сроки доставки, хотя эта сумма является лишь ориентировочной и часто очень далека от реальности. Точную же стоимость можно согласовать лишь с менеджером после проведения переговоров и согласования всех деталей.

Хочется отметить, что для правильного выбора транспортно-логистической компании необходимо учитывать не только стоимость возможных затрат, но и ее рейтинг, отзывы о работе, периодичность отправки, возможность контроля местонахождения отправления и, конечно, желание перевозчиков к сотрудничеству с Вами. Поэтому сделать правильный вывод о том, подходит ли Вам та или иная компания бывает совсем не просто, часто приходится полагаться только на личный опыт взаимодействия в течение определенного периода.